10 Психологических Экспериментов, Которые Открывают Неприятную Правду О Людях - Наука о человеке
10 Психологических Экспериментов, Которые Открывают Неприятную Правду О Людях

10 Психологических Экспериментов, Которые Открывают Неприятную Правду О Людях

Share This

Человечество всегда интересовало то. как работает наш ум, и от чего зависят поведенческие особенности людей. Начало 20 века можно считать началом развития экспериментальной психологии.

Исследованиям подверглись многие области: и поведенческие и социальные, тщательно изучались биологические процессы работы человеческого мозга. Все исследования по экспериментальной психологии тщательно контролировались, и благодаря многим экспериментам люди стали понимать почему человек ведет себя определенным образом.

В данной статье мы подобрали самые знаменитые и интригующие эксперименты 20 века. Сейчас Вы сможете узнать многое как о самых простых социальных исследованиях, так и об исследованиях, изучающих сложные поведенческие модели, раскрывающих работу человеческого подсознания, и сдвигающих принятые границы этики. После прочтения данной статьи многие наверняка задумаются, о том, насколько они знают себя на самом деле…



О голубоглазых и кареглазых

В 1968 году произошло убийство Мартина Лютера Кинга, человека, боровшегося за права граждан. После этого события учительницей Джейн Эллиот была предпринята попытка обсудить дискриминацию, расизм и предубеждения со своими учениками. Однако воспитанники третьего класса школы городка Рисевилл в Айове не смогли понять о чем идет речь. Все дело в том, что в их маленьком городке перед ними не было, к счастью, случаев конкретной дискриминации по цвету кожи. Тогда учительница решила провести двухдневный эксперимент, называемый «голубоглазый и кареглазые», показывающий насколько несправедлив расизм.

Мисс Эллиот разделила учеников на две группы по цвету глаз. Тем, у кого были голубые глаза повезло гораздо больше, они были привилегированны. Их поощряли второй порцией еды, разрешали посещать игровую комнату, которая была новее, и разрешали быть на перемене дольше на 5 минут. Учительница посадила своих учеников с голубыми глазами на первые парты, а все обладатели карих глаз должны были сидеть сзади. Далее женщина начала мотивировать своих учеников на общение только с представителями своей группы, и избегать контактов с представителями «иных».

Дети каждой группы должны были пить поду только из своего фонтанчика. Кареглазых детей постоянно наказывали, и поводом могла послужить совершенно любая ошибка. Учительница старалась подчеркнуть различность групп всем, чем могла: все достоинства голубоглазой группы выделялись, а все недостатки кареглазой группы подчеркивались.

Результатом эксперимента стало то, что показатели превосходящей группы голубоглазых улучшились, а вот кареглазые дети, подвергающиеся постоянной дискриминации стали учиться гораздо хуже, и это касалось даже отличников.


Ступени в виде пианино

Этот эксперимент был поставлен инициативной группой Volkswagen, и назывался The Fun Theory, что означает «Теория веселья». Сутью эксперимента было доказательство того, что если внести в ежедневную рутину элементы веселья, то человеческое поведение изменится в лучшую сторону.

В метро Стокгольма одну из лестниц выкрасили как пианино, и хотели посмотреть сколько же людей перейдет с удобных эскалаторов на ступени. В результате музыкальными ступеньками воспользовалось 66 процентов пассажиров метро.


О скрипаче в метро

12 января 11 лет назад посещаемость одной из станций метро Вашингтона в округе Колумбия, составила приблизительно 1 тысячу человек. В холле станции можно было стать зрителем небольшого бесплатного концерта, исполняемого скрипачом-виртуозом Джошуа Беллом. Белл играл для публики около 45 минут, и исполнил 6 классических произведений. Он играл на скрипке Страдивари, созданной в 1713 году, приблизительная стоимость которой составляет три с половиной миллиона американских долларов.

Остановилось послушать музыканта лишь шесть человек. Около двадцати человек дали музыканту денег, не останавливаясь, и продолжая идти по своим делам. Общий сбор составил тридцать два доллара. После окончания своего концерта Джошуа Белл услышал оглушающую тишину. Не последовало аплодисментов. Никто из проходящих людей так и не понял, что знаменитейший музыкант отыграл сложнейшую музыкальную композицию на одной из самых дорогих скрипок в мире.

Автором данного эксперимента был писатель и журналист Джин Вайнгартен. Он описал его как эксперимент о контексте, восприятии и приоритетах, а также оценке общественного вкуса: в банальной и скучной обстановке, в неудобное для всех время, будет ли заметна красота? Как выяснилось — нет.

Дымная комната

Эксперимент состоял в том, что в одном помещении было собрано несколько человек, заполнявших анкету. Вдруг из-под двери начинает валить дым. Любой человек наверняка бы тут же постарался покинуть комнату и сообщить о пожаре. Но не тут-то было — ведь в комнате находится еще множество людей, которые не обращают ни малейшего внимания на дым.

Для эксперименты были наняты 2 актера, которые всем своим видом показывали, что все в порядке. Как итог лишь 10 процентов людей вышли из комнаты или сообщили о дыме. Девять из десяти испытуемых продолжили заполнять анкету, потирая периодически глаза и отгоняя дым от лица.

Эксперимент доказал, что людям свойственно реагировать в замедленном режиме, либо не реагировать вовсе на экстренные ситуации, находясь рядом с пассивной личностью. Людям свойственно полагаться на поступки и реакции других людей больше, чем на свои собственные инстинкты.


В летнем лагере

В этом эксперименте должна была быть протестирована теория реалистичных конфликтов и послужить примером возникновения негативного отношения между группами людей из-за конкуренции за ограниченные ресурсы.

Для эксперимента были отобраны 2 группы мальчиков 11-12-летнего возраста, которые были помещены в, как они думали, летний лагерь. На протяжении первой недели группы разделили, и они даже не знали о существовании друг друга. За это период внутренние отношения заметно окрепли.

Позднее детей познакомили друг с другом, и сразу же стали возникать первые конфликты. Для усиления эффекта экспериментаторами была создана конкуренция двух групп. Враждебность и агрессия тут же выросла в разы.

Третья проблема задумывалась экспериментаторами, как объединение двух групп для решения общей проблемы. Такой, как поиск питьевой воды. Детям должно было показаться, что вандалы отрезали им доступ к питьевой воде, и обе группы должны были решить проблему общими усилиями.

В конце эксперимента, после совместного труда и решения проблем, группы сдружились, что свидетельствует о том, что с помощью обще работы можно эффективно снизить предрассудки и дискриминацию.


Эксперимент под названием «Carlsberg»

Данный социальный эксперимент был проведен датским пивоваренным заводом Carlsberg. Влюбленная парочка, которая ни о чем не подозревала, входила в переполненный байкерами кинотеатр, в котором свободными было лишь 2 места рядом с татуированными мужчинами.

Это был неофициальный эксперимент, проводимый в качестве рекламы пива, поэтому доподлинная статистика неизвестна. Однако большая часть пар уходила, увидев, кто будет их соседями по креслам. Тех кто оставались, встречали бурные аплодисменты, и им выдавалось бесплатное пиво Carlsberg. Встречают, как говорится, по одежке…