Сюнга: история японской пopнографической живописи - Наука о человеке
Сюнга: история японской пopнографической живописи

Сюнга: история японской пopнографической живописи

Share This

Сюнга — это своеобразный средневековый Playboy на японский манер. Порнографические картинки, которые рассматривали и самураи, и домохозяйки, были куда откровеннее, чем мы привыкли видеть в «журналах для взрослых», а их художники подходили к делу с гораздо большей фантазией…

Сюнга — это японское эротическое искусство. То есть это сейчас его называют просто«эротическим», то есть словом довольно мягким, даже деликатным — всего несколько лет назад трудно было представить, что сюнга не просто доберется до западной культуры,но и обретет определенную популярность.

Дословно слово «сюнга» означает «изображение весны». «Весна» в японском языке — это распространенный эвфемизм для обозначения с*кса.

Рождение откровенности


Все началось примерно в XIV веке. Художники сюнга вдохновлялись ничем иным, как китайскими медицинскими сборниками, где со всей прямотой были изображены обнаженные люди. Но своего расцвета сюнга достигла уже в XVII веке, в период Эдо.

Властям часто не нравилась такая раскованность граждан, и попытки запретить откровенные изображения предпринимались неоднократно. В ходе реформ 1772 года была запрещена не только сюнга, но и вообще все новые книги должны были проходить жесткую цензуру. Сюнга ушла в подполье, но не исчезла.


Европейцы такого искусства не понимали. Фрэнсис Холл, американский издатель, который переехал в Японию в XIX веке, был шокирован, когда ему показали примеры сюнга. И даже в 1975 году Питер Вебб, исследователь, занимающийся сюнга, заметил, что подобные изображения «не могут выставляться на публику».

Поклонники и поклонницы


Забавно, но среди поклонников сюнга были и мужчины, и женщины всех сословий. Вокруг откровенных картин было немало и суеверий. К примеру, самураи брали с собой сюнга,считая, что она обезопасит их от смерти. Торговцы держали сюнга на своих складах, веря,что изображения занимающихся с*ксом мужчин и женщин защитит склад от пожара. Впрочем, против этого предположения работало то, что почти все группы, хранящие сюнга,имели очень ограниченный доступ к противоположному полу: самураи месяцами жили в обществе друг друга, а купцы много путешествовали, чтобы закупать товары из других стран. Таким образом, возможно, хранение сюнга носило исключительно чувственный,а не суеверный характер.


Сюнга также служила в качестве своеобразной «инструкции» для сыновей и дочерей богатых семей, которым предстоял брак. Впрочем, у этой версии тоже есть противники — зачастую любовники, изображенные на сюнга, занимались с*ксом в таких позах, что наличие у них костей вызывало серьезные сомнения. Не говоря уже о том, что вряд ли молодая невеста будет рада узнать, как именно нужно заниматься с*ксом с осьминогом.

Кроме того, в Японии были и обычные «мануалы», где были даны более точные инструкции как относительно с*ксуального акта, так и касаемо интимной гигиены.

Персонажи сюнга


Хотя большая часть сюнга изображала с*ксуальные отношения между обычными людьми(горожанами, фермерами и купцами), изредка на картинах появлялись голландцы или португальцы.

Отдельным направлением сюнга можно считать изображение куртизанок. К примеру,художник Утамаро известен тем, что рисовал именно красавиц-куртизанок Токугава. В те дни среди населения куртизанки считались почти знаменитостями — как звезды Голливуда. Они излучали флер эротизма и недоступности — ведь только очень богатые люди могли себе позволить оплатить их услуги. Именно поэтому для многих мужчин куртизанки стали своего рода фетишем. Гораздо позже работы, изображающие куртизанок, были подвергнуты острой критике. Художников обвиняли в идеализации жизни проституток в «кварталах удовольствий». Тем не менее Утамаро пытался изобразить не только чувственную жизнь,но и внутренний мир куртизанки: многие из его персонажей, например, мечтают выйти замуж и сбежать от своей работы.


Еще одним частыми персонажами сюнга были актеры кабуки, которые нередко подрабатывали как жиголо, а дополнительный элемент эротизма состоял в их молодости. Нередко их изображали в компании мужественных самураев.

Миягава Иссо (Miyagawa Isshō), японский художник XVII века, часто изображал актеров кабуки и борцов сумо.

Но были среди изображений и очень странные. Пожалуй, одной из самых необычных и известных гравюр можно считать гравюру «Сон жены рыбака» серии «Томящиеся за любовь / Молодые саженцы сосны», созанную знаменитым художником Кацесики Хокусаем (Katsushika Hokusai, 1760−1849).


На изображении огромный осьминог делает куннилингус женщине (которая, как выяснилось,вовсе и не жена рыбака), а второй осьминог, поменьше, целует ее в губы. Это иллюстрация к истории Рико Эдо.

По легенде принцесса Таматори, чтобы спасти жизнь императора, должна была найти жемчужину Морского дракона. Это заметили охранники Драконы, осьминоги. В общем, слово за слово, завязалась между осьминогами и ныряльщицей такая сцена. На лице женщины не только (и не столько) страдание, сколько вполне приятные переживания.

Символика сюнга


Нередко сюнга сопровождалась написанными пояснительными текстами и диалогами. Но присутствуют и в изображениях другие, не такие прямолинейные символы. К примеру,бутоны цветов сливы означают девственность, а разложенная ткань — приближающуюся эякуляцию.

Любопытно, кстати, что люди на большей части сюнга изображены одетыми. Это происходит, потому что нагота у японцев не считается особенно привлекательной: они часто видят друг друга голыми в общественных банях. Кроме того, одежда помогает читателям отличать куртизанок и иностранцев. Принт на одежде также нередко несет в себе символику,а также привлекает внимание к обнаженным частям тела — обычно гениталиям.